Все началось со звонка и приглашения меня на тест «какого-то квадра, 350-ки». У Aeon (а речь идет именно о нем) в модельном ряду есть два квадроцикла с движками объемом 350 см3. Это «типа кроссовый» Crossland и «почти утилитарный» Cobra. Насмотревшись ярких фоток, я начал паковать в дорожную сумку полный кроссовый комплект экипа – надеялся оторваться по полной. Но на глаза вдруг попался предыдущий номер журнала с анонсом теста... утилитарной 180-ки. Может, ошибка? Уточняющий звонок... и убийственный ответ: «А какая разница?». Большая, знаете ли.
В кроссовых «доспехах» я бы смотрелся на нем неуместно. Ну, примерно как аквалангист в детском бассейне. Честно говоря, была идея приехать на тест в фуфайке, варежках, валенках и шапке-ушанке, но в этом варианте меня тоже что-то смутило. В конечном счете я остановился на шлеме, черепахе и практичном лыжном экипе.
Итак, вот стою я уже на просторах киевского ПДНа (Парка Дружбы Народов) и вдыхаю чистый морозный воздух. Рядом пристроился миниатюрный Aeon, взирая на команду тестеров с перепуганным «выражением лица». Да, малыш, тебе сегодня придется несладко... Как-то запоздало я обратил внимание на то, что снега намело сантиметров под 40, а на квадре только задний привод, да и резина не особо «зубастая». Мой орган, отвечающий за интуицию, шепнул, что несладко придется не только квадроциклу, но и тестеру, который будет вытаскивать его из очередной снежной ловушки. Посоветовав органу заткнуться, я усадил себя на довольно удобное сиденье и ткнул кнопочку электростартера. Как ни странно, мотор завелся сразу, несмотря на мороз и длительный простой. Звук выхлопа... ну, примерно такой же, как и дизайн – на любителя. Отдаленно напоминает грохот пустых консервных банок с примесью треска двухтактников. Нотки благородной басистости тоже присутствуют, но чтобы их различить, а уж тем более насладиться, нужно обладать настоящим музыкальным слухом. К счастью, выхлоп негромок, поэтому его быстро перестаешь замечать.
Конструкция квадра соответствует его цене. Его сердце – это простой одноцилиндровый 180-кубовый, 4-тактный двигатель воздушно-масляного охлаждения, оснащенный как электростартером, так и традиционной «дрынь-палкой», то есть киком. Он «упакован» в стальную трубчатую раму и чувствует себя в ней вполне комфортно. Картину дополняет простейший вариатор и центробежное сцепление.
Передняя подвеска – однорычажная. Задняя – маятник с моноамортизатором, к которому крепится неразрезная колесная ось. Защиты – самый минимум. Трубчатые бугели опоясывают лишь задний тормозной диск и звезду. В аналогичном минималистском стиле выполнена и грязезащита «внутренностей», поэтому после катаний по лужам очень желательно заехать на мойку и сушку. Но, надо отдать должное – в отличие от большинства китайских квадров, здесь нет провисших оголенных проводов и открытых клемм, все подобное «хозяйство» заботливо спрятано.
Немного о тормозах, хотя это и не самая важная вещь на квадроцикле. Передние оказались барабанными. Я хотел было скривиться, но вовремя припомнил, что для 180-ти кубового малыша и этих «замедляторов» будет выше крыши. Зато в заднем тормозе разработчики не поскупились полноценную гидравлику, чем несказанно согрели мою душу (хотя я подозреваю, что туда «барабан» поставить просто не вышло).
Ладно, что я все придираюсь? Есть ведь у этого квадра и сильные стороны. Например, почти европейское качество проработки деталей и отделки. Эргономика и посадка – выше любых похвал. Несмотря на миниатюрность этой «180-ки», здесь нет той скованности, которую чувствуешь при езде на детском трехколесном велосипеде. Пульты на руле не только размещены удачно, но и выглядят весьма эстетично. Даже выжимы смотрятся вполне по-взрослому – их не боишься случайно согнуть рукой.
Давно не секрет, что любую технику нужно тестировать с позиции ее настоящего назначения, поэтому я забегу немного вперед и определю класс этого квадроцикла. В пресс-релизах дилеров указано, что это утилитарник. В спецификации, которую дает завод-изготовитель, тоже есть некоторые намеки на перевозку дров и мешков с сеном.
Но так ли это? Разумеется не так! Ну не покупают у нас в стране эту технику для сельскохозяйственной, а так же любой другой работы. Да и потом, какой из него утилитарник без переднего привода и пониженной? Правильно – никакой.
На самом деле, это чистой воды развлекательный (или пляжный) квадроцикл, на котором интересно покататься вокруг загородной дачи, смотаться на речку или в лес за шишками. Значит, и мы будем развлекаться! Только вот проблема: и речка, и шишки, и сама дача завалены сорокасантиметровым слоем снега...
Впрочем, снег веселью не помеха. На нажатие «гашетки» квадр отреагировал оптимистичным рыком, но остался стоять на месте... Ах, ну да! Джентльменский подход... как же я мог забыть. Переключив селектор передач в положение «Drive» и слегка прогазовав, я услышал характерный щелчок – это значит, что квадр наконец-то снялся с нейтрали и теперь точно можно ехать. Если учесть, что техника абсолютно новая, то подобное поведение трансмиссии оправдано – детали просто не успели приработаться. Снова вдавливаю курок газа... и снова стою на месте. Но теперь причина другая – Aeon прочно засел в снежном насте. Пришлось спешиться и вручную переставить его на участок с более плотным, укатанным снегом.
Едем. А что, неплохо! От сочетания «180 кубиков на 162 кг» сухой массы я ожидал гораздо худшей динамики. Двигатель обладает неплохим крутящим моментом, бодро раскручивается и хорошо «идет» за курком газа. Идиллию портит разве что прокатанная машинами глубокая колея, в которой приходится ехать одной парой колес. Ввиду своих небольших поперечных размеров, квадр нередко делает попытки опрокинуться.
Экстрима добавляют и подвески. Передние амортизаторы смотрятся серьезно, а вот работают на «тройку». То же касается и заднего моноамортизатора. Дело в том, что «дубовость» пружин никак не сочетается с заводскими установками демпфирования. Как и на Kymco MXU 300 (МД, №11 (67)), здесь создается ощущение отсутствия в них масла. Впрочем, что еще ожидать за 29 тысяч гривен? Явно не полностью регулируемые «Ohlins».
Выехав на «простор» в виде широкой площадки из частично утрамбованного снега, я продолжил вникать в суть чуда тайваньской техники. В этой стихии Aeon почувствовал себя на порядок лучше, чем в колее или на снежной целине. Поворот в силовом заносе пройти? – Пожалуйста! Попрыгать? – Не вопрос! Оказалось, что после предварительного разгона можно в «оттяге» вылетать на глубокий снежный наст и, обдав притаившегося фотографа фонтаном снежной пыли, ретироваться обратно на укатанный участок. Поразвлекавшись так минут двадцать, я почувствовал усталость – дубовая подвеска заставляет переносить вес на ноги, а агрессивный стиль пилотирования и узкая колея предполагают активную работу корпусом. Кроме того, хоть геометрия водительского места и предоставляет неплохую степень свободы райдера, но не включает «опцию» под названием «езда стоя». Будь моя воля, я бы сделал руль сантиметров на 5 повыше – это позволило бы не так склоняться вперед и лучше контролировать квадроцикл при быстрой езде по пересеченной местности.
Во время передышки мне, наконец, удалось обратить внимание на приборную панель. У вас есть лупа? Если вам предложат прокатиться на Aeon Overland 180, обязательно берите ее с собой – пригодится. Кроме спидометра, все цифры и лампочки настолько мелкие, что не стоит даже пытаться их рассмотреть при езде. Но я все же их перечислю: это трипметр, одометр, а так же индикаторы поворотов, дальнего света, резерва топлива, аварийки, заднего хода и нейтрали. Стоит заметить, что квадроцикл снабжен полным набором светотехники для езды по дорогам общего пользования, а так же звуковым сигналом, зеркалами и площадкой под номер. Не стоит воспринимать это, как призыв выехать в город. Производитель всего лишь предоставляет возможность проехать пару километров асфальтом до ближайшего бездорожья. Причины традиционны – валкость, отсутствие заднего дифференциала и оффроудная резина, которая почти не держится за асфальт.
Жаль, что этот квадроцикл пришлось испытывать в условиях, для которых он совершенно не предназначен. Будь дело осенью или весной, можно было бы высказать объективное мнение о тормозах, удобстве длительных поездок и испытать его на разных «спецучастках», включая любимый мною песок. Тем не менее, Aeon Оverland 180 может окупить себя по части предоставляемого удовольствия от езды. С ним не приходится бороться, он послушен и предсказуем, а кроме того, дешев в покупке и эксплуатации.
Владислав Софонов:
Почти два месяца без езды на мотоцикле могут заставить некоторых задуматься над другими способами скоротать время в ожидании следующего сезона. Больше всего везет владельцам хард-эндуро. Их «кони» даже зимой могут предоставить развлечение: если снега не много, ничто не мешает прокатиться на «шипастой» резине по лесным тропинкам или проселочным дорогам. Но в этом году погода была к ним не столь лояльна. Снега выпало так много, что покорять его было сложно и на более приспособленной к таким условиям технике. Наш зимний тест квадроцикла – еще одно тому подтверждение.
Лесные тропинки, горные перевалы, песок, ручьи, глубокие лужи грязи, образовавшиеся от талого снега и размороженого грунта – все это мы уже проходили, а вернее проезжали на квадроциклах не раз. Но на снег, и местами совсем рыхлый, мы выехали впервые. Первым делом подумали: «Да этот малыш еще и не такое преодолеет!» Наивные… Как оказалось, возможности утилитарного четырехколесника не безграничны. Особенно, если ведущих у него только два колеса. Но, обо всем по-порядку.
На улице было около –5 по Цельсию, а поэтому, выкатывая квадроцикл из фургона, мы опасались по поводу того, заведется он или нет. Но стоило только нажать на кнопку электростартера, как двигатель тут же зарычал. Несколько минут прогрева, и он уже стабильно держал холостые обороты. Сочный звук выхлопа явно говорил о том, что переборок в глушителе не так уж и много. Нажатие на курок газа сопровождалось резким набором оборотов. Видимо, застоявшемуся в салоне «квадрику» так же сильно хотелось прокатиться, как и нам, а поэтому мы не заставили его долго ждать.
Встав на подножки, тут же оценили эргономику водительского места. Скромный объем мотора, а значит и его мощность, наложили отпечаток не только на размеры квадроцикла, но и на удобство управления. Сидя на мягком сиденьи, кажется, что все в порядке, и небольшие размеры квадроцикла совсем не смущают. Ехать в размеренном темпе по достаточно ровной поверхности, не вставая с сидения, можно долго. Но если управлять квадроциклом стоя, то мешает невысокий руль. Мне с ростом в 180 см приходилось чересчур сильно наклоняться вперед и после пяти минут езды в таком положении появилось чувство усталости, чего не произошло бы на квадроцикле со «взрослыми» размерами и эргономикой.
На тех оборотах, при которых 450-ти кубовые «квадры» хорошо рвут с места, двигатель нашего малыша только просыпается и начинает нехотя раскручивать задние колеса. Поначалу из-за этого казалось, что квадроцикл совсем не хочет ехать. Но, после того, как мы перестали стесняться и стали жать на рычаг газа большим пальцем чуть сильнее, Overland преобразился и начал доказывать, что он действительно в состоянии доставить удовольствие.
Отсутствие привода на передние колеса напрямую повлияло на ходовые качества Aeon Overland. Попытка старта с места на рыхлом или глубоком снегу приводит только к пробуксовке задних колес. Пока кто-то не подтолкнет, квадр с места не тронется. И это при том, что рисунок протектора шин в теории позволяет цепляться даже за данный тип поверхности. Поразмыслив над причиной такого поведения, я обратил внимание на распределение веса квадроцикла. Оказалось, большая часть из его 156-ти кг припадает на переднюю ось! Приподнять квадр за заднюю решетку багажника можно одной рукой, а вот за переднюю сделать это столь же легко у меня не получилось. Именно поэтому Overland столь охотно зарывается в снег и, вероятно, таким же образом он будет вести себя при преодолении грязевых препятствий.
Еще одной особенностью «180-ки» является скромный дорожный просвет, который навскидку составляет не более 20-ти сантимертов. Но, с другой стороны, у этого квадрика колея и расстояние между передней и задней осью раза в полтора меньше, чем у «взрослых» сородичей. А потому при умелом обращении посадить его «на брюхо» сложно.
Исходя из всех этих особенностей и условий тестирования, нами был выбран единственный верный стиль езды: жать на курок газа как можно сильнее, и по возможности стараться перемещать вес тела назад, чтобы разгрузить передние, но по-максимуму загрузить ведущие задние колеса. Применяя данную несложную технику, неглубокий слой рыхлого снега стал преодолеваться значительно веселее и без помощи дополнительной тяговой силы в виде недовольного водителя, которому раньше приходилось слезать с квадроцикла и помогать ему выбраться из «снежного плена». С разгона и не скидывая газ, можно было преодолевать и более сложные препятствия и горки. Значительные неровности Overland 180 проезжает практически незаметно для водителя. Конечно, немного потряхивает, но куда же без этого. Но большую часть ударных нагрузок все же принимают на себя широкая высокопрофильная резина и подвески.
На ровной же дороге можно особо не напрягаться. Пустить квадрик в контролируемый занос или развернуться на месте можно, просто добавив газ. Оказывается, этот малыш при желании способен на многое. Просто к нему нужно было найти правильный подход. Низкие и средние обороты подходят только для неспешных прогулок по ровным тропинкам. А чтобы максимально раскрыть его возможности, нужно держать обороты в зоне средневысоких или высоких. Все остальное сделает за вас вариатор – обеспечит резвый старт и «максималку» свыше 60 км/ч.
Если же вы заехали «не туда», а развернуться нет возможности, нужно просто сбросить газ и перевести селектор передач в положение реверса. Задним ходом Overland 180 движется не менее резво и быстро. То есть, это не пониженая, как на некоторых квадриках, а обычная передача. Да и вообще, понижающей передачи здесь не предусмотрено – только вперед, назад и нейтраль. И, как мне кажется, здесь она ни к чему. Ее присутствие оправдало бы себя только совместно с полным приводом.
Overland 180 не претендует на звание вездехода. Это аппарат другого типа – для веселых покатушек по более или менее ровной местности или поездок на пикник в лес. Благо, для запаса продовольствия и снаряжения у него предусмотрено целых два крепких багажника – спереди с сзади. Учитывая то, что квадроцикл одноместный, а его максимальная грузоподъемность составляет 120 кг, каждый для себя может посчитать, сколько килограмм груза на нем можно увезти. Получается достаточно солидная цифра.
После того, как наши (а не его) силы подошли к концу, мы были вынуждены констатировать тот факт, что «малыш» Overland 180 показал себя хорошо в большинстве испытаний. Его подростковые размеры – совсем не повод усомниться в его возможностях, а в некоторых случаях, это может стать даже преимуществом. Мощность мотора достаточна, лишь бы у задних колес был запас сцепления с покрытием, и тогда Overland будет ехать не хуже иного более кубатурного, но тяжелого квадроцикла.
Фото: Андрей Шленчак
Техника на тест предоставлена компанией «Мото Экспресс»